Работодатели в подготовке кадров
Квалификационные требования к выпускникам постоянно расширяются и повышаются из-за растущей глобализации и непрерывных структурных изменений в промышленности и обществе. Стандарты образования для существующих профессий и применяемые методы обучения должны способствовать раскрытию профессиональных качеств обучающихся.
Экономика трансформировала традицию «штучной» подготовки мастером ученика в дуальную систему обучения.
Дуальное обучение - эта подготовка квалифицированных работников на основе тесного взаимодействия предприятий и колледжей: ученики обучаются профессии на рабочем месте прошедших подготовку специалистов-мастеров.
Дуальная система решает две задачи сразу – совмещает в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: в 1-2 дня в неделю в колледже, остальные время - на предприятии.
Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за три года все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. Такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки. Новички могут сразу работать с полной отдачей и производительностью, они хорошо знают жизнь предприятия и чувствуют себя на нем «своими».
Все это в совокупности способствует закреплению кадров и уменьшению текучести, что для производства немаловажно.
Участие в подготовке кадров положительно сказывается на репутации предприятия и его имидже как работодателя на рынке труда. При этом за ним остается право выбора, и оно само решает, организовывать ли у себя обучение.
Для молодых людей - это отличный шанс рано приобрести самостоятельность и безболезненно адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания — работу, к которой хорошо подготовлены. Дуальная система обеспечивает плавное вхождение в трудовую деятельность, без неизбежного для других форм обучения стресса, вызванного недостатком информации и слабой практической подготовкой. Оно позволяет не только научиться выполнять конкретные трудовые обязанности, но и развивает умение работать в коллективе, формирует социальную компетентность и ответственность.
Для государства - эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для отраслей экономики. Государство поддерживает подготовку специалистов на предприятии, финансируя систему ТиПО.
Кроме того, к его компетенции относится правовой контроль и сотрудничество с региональными палатами по вопросам профессионального обучения. В задачи этих палат входит контроль наличия на предприятиях необходимых условий для обучения учеников, а также создание экзаменационных комиссий.
Профессиональное ориентирование
Дорожная карта внедрения дуального обучения
Реестр договоров дуального обучения
Развитие института наставничества
Реестр сертифицированных наставников
Пошаговая модель включенности предприятий в дуальное обучение
Список экспертов по образовательным программам
Нормативно-правовые акты по дуальному обучению:
- Закон РК «Об образовании»
- Трудовой кодекс РК
- Государственный общеобязательный стандарт технического и профессионального образования
- Правила о дуальном обучении
- Договор о дуальном обучении
Шаги для участия в дуальном обучении:
- Обратиться в региональную палату предпринимателей
- Подать заявку о потребности в региональную палату предпринимателей.
- Выбрать колледж для заключения договора
- Заключить договор о дуальном обучении
- Зарегистрировать договор в региональной палате предпринимателей
- Внести корректировки в образовательные программы под свои требования, согласовать график производственного обучения и профессиональной практики (60% обучения на базе предприятия)
- Закрепить наставника за студентами
- Приступить к обучению
Вопрос: Что такое дуальное обучение?
Ответ: Форма подготовки кадров, сочетающей обучение в колледже с обязательными периодами производственного обучения и профессиональной практики на предприятии (60% времени обучения на базе предприятия)
Вопрос: Какие преимущества в дуальном обучении?
Ответ: Обновление образовательных программ под свои требования
60% учебного времени практики на базе предприятия
Возмещение части расходов за студентов
Вопрос: Кто может участвовать в дуальном обучении?
Ответ: Малый, средний, крупный бизнес (ИП, КХ, ТОО, АО, консорциум)
Вопрос: Если студент несовершеннолетний можно привлекать к работе?
Ответ: Согласно Трудовому кодексу к работе допускаются лица с 14 лет, при согласии родителей
Вопрос: Кто составляет образовательные программы при дуальном обучении?
Ответ: Колледж совместно с работодателями составляют образовательную программу под конкретные требования рынка
Вопрос: Если колледж говорит, что не имеет право менять программы обучения?
Ответ: Согласно пункту 13, главы 2 ГОСО:
1) изменяют до 50 % объема учебного времени, отводимого на освоение учебного материала для циклов до 80 % при дуальном обучении;
2) изменяют содержание учебных программ до 80 % при дуальном обучении по каждой дисциплине, производственному обучению, в том числе по интегрированным (включенным) в модули дисциплинам;
3) вводят дополнительные дисциплины (профессиональные модули) по требованию работодателей с сохранением общего количества часов на обязательное обучение;
Вопрос: Обязан ли работодатель платить заработную плату?
Ответ: На усмотрение работодателя может назначить оплату
Вопрос: Кто отвечает за посещение студентами рабочее место?
Ответ: Руководитель практики закреплённый колледжем
Вопрос: Куда можно обратиться за консультацией?
Ответ: В региональную палату предпринимателей вашей области