«Быть сапожником немодно»: специалистов по пошиву обуви не хватает в Казахстане
В городе Алматы мастеров обувного дела выпускает лишь одно учебное заведение. Между тем дефицит кадров ощущается по всей стране.
Немодное дело
По словам заместителя директора Алматинского колледжа технологий и флористики Акмаржан Оразбаевой, обувному делу нет спроса среди молодежи.
«У нас учатся студенты с особенностями в развитии по облегченной программе. В группе до 10 человек. В целом, мы готовы обучать всех желающих, есть и преподаватели, и необходимая база, но интереса к этой работе у молодежи нет. Хотя с трудоустройством точно проблем не будет», – рассказала Акмаржан Оразбаева.
Прибыльный бизнес
Дизайнер, мастер обувного дела Антон Печатнов занимается производством обуви уже более 30 лет. Он рассказал про особенности этого ремесла.
«Если, например, одежда принимает форму человека, то обувь уже принимает форму до того, как человек его обул. Это очень точная наука и поэтому я решил заниматься обувью. Это очень технологичный, нуждающийся во времени, в знаниях бизнес. Сырье по сравнению с конечным продуктом стоит очень недорого. То есть добавочная стоимость продукта высокая. С любого кусочка кожи который в принципе ничего не стоит, если в него вложить знания, то можно продать в 50 раз дороже», – поделился он.
Сейчас мастер готов обучать молодежь азам обувного дела. Для этого Антон решил уехать и получить мировой опыт. Он занимался ремеслом в Европе, в Украине, в России и набирал учеников. По мнению Антона Печатнова, мировой опыт важен и нужен для того, чтобы быть конкурентноспособными на рынке. И это то, что мы должны передать молодежи.
«Я где-то 15 лет назад уехал из Казахстана. Я решил, что, чтобы что-то делать, нужен мировой опыт. Надо привить молодежи трудолюбие и терпение. Не все сразу. Нужно выводить молодежь на международный рынок, чтобы они конкурировали уже не между собой, а чтобы смотрели на опыт молодых людей во Франции, Англии, Канады», – говорит мастер.
Специалист считает, что нужно показать молодежи, что это дело престижное и денежное.
«Как я говорил ранее, если это будет в качестве какой-нибудь народной программы, то можно было бы дать детям хорошие знания. Если каждый студент будет заниматься на этом «факультете обуви/интерьера/кожи», то он будет конкурентноспособным в мире», – говорит Антон Печатнов.
Антон надеется, что он сможет создать площадку, где сможет обучать молодых специалистов по пошиву обуви. А это зависит от совместной работы государства, различных фондов, организации и самого мастера.
Проблемная маркировка
По словам и.о. председателя Палаты предпринимателей Алматы Наримана Ибрагимова, нюансы маркировки стали барьером для развития отечесвтенного производства. Данный вопрос поднимался на рабочей встрече по обсуждению проблемных вопросов отечественных товаропроизводителей с Антикором. Также проблемный вопрос производителей будет рассмотрен на заседании Совета по торговле.
Напомним, с 1 апреля 2023 года в Казахстане начала действовать система обязательной маркировки обуви, внедрение которой откладывали на год.
Стоимость одного кода Data Мatrix на одну пару обуви составляет 2, 68 тенге. По подсчетам Центра развития цифровой экономики, расходы на маркировку для производителей и импортеров составят 0,1-2,5% от стоимости обуви.
Аружан Аккулова
Оставьте комментарий:
Комментарии: