Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Курс доллара: что ждет алматинский бизнес?

11 Марта 2020
- г. Алматы
3271 просмотров

Предприниматели южной столицы рассказали о негативных последствиях в связи обесценением казахстанской валюты.

 

Максим Барышев, директор ТОО «The Boss Media Group», директор Академии профессиональных бухгалтеров «Учёт», председатель Регионального совета города Алматы

Падение цен на нефть и, как следствие, рост курсов основных валют по отношению к тенге приведет к серьезному удорожанию многих продуктов в Казахстане, так как у нас в стране высока доля импорта из стран запада и Китая. Кстати, из России стало сейчас завозить более выгодно, чем было до падения цены на нефть, так как цена рубля по отношению к тенге упала. 

Падение реальных доходов населения может спровоцировать снижение потребления. Что уменьшит денежный поток в казахстанские компании от итоговых потребителей.Уменьшение денежного потока спровоцирует снижение оборотов компании. И, как следствие увеличение себестоимости продукции не только от повышения цен на сырьё, но и от того, что снизился спрос.

Что мы будем делать в нашей компании? Сократим постоянные и переменные издержки там, где это возможно, через инструменты Lean management, то есть бережливого управления. Кроме того, сократим планируемые инвестиции в развитие инфраструктуры, это покупка новых серверов и т.д. И, вероятно, увеличим стоимость своей продукции на рынке.

 

Наталья Ахшабаева, директор ТОО «Швейная фирма «Семирамида»

Для нашего бизнеса это уже третья девальвация за 23 года, ни одна из них, конечно же, не далась легко. Каждый раз повышение курса доллара влияет на ценовую политику нашей компании. Почему так происходит? Причина в том, что вся наша продукция производится из завезенного из-за границы сырья - начиная от ниток, пуговиц, и заканчивая тканями. Наша работа – это наши идеи- наша голова – наши руки, а вот все остальное – сырье – мы привозим, и все это, конечно, покупается за доллары и евро. Если сейчас курс продолжит расти, то, естетвенно, нам придется пересчитать все цены на нашу продукцию. Но это случится только тогда, когда будем делать закуп новых тканей и фурнитуры, пока что нынешняя коллекция весна-лето будет продаваться по тем ценам, которые есть сегодня. Поскольку все необходимое для создания коллекции мы приобретали по старым ценам.

Конечно же мы бы хотели не зависеть от курсовых колебаний. Для этого стране важно развивать внутреннее производство, основательно заняться легкой промышленностью. И не только этой отраслью, но и сельским хозяйством, чтобы мы были сыты, обуты, и одеты. Нужна поддержка и помощь производителям, чтобы не завысить от нефтяных денег и от доллара. Задача страны – помочь бизнесу довести казсодержание своей продукции до максимума. Согласно Закону о торговой политике, государство должно обеспечить каждому производителю возможность и условия выгодного, гарантированного, предсказуемого сбыта своего товара на внутреннем и внешних рынках.

 

Рашида Шайкенова, президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов, руководитель Казахстанской туристской ассоциации

Курсовые колебания — это всегда негативное влияние на бизнес. Если говорить о нашей туристической отрасли экономики, то, как вы знаете, существует три вида туризма - выездной, выездной и внутренний. Если говорить о выездном туре, то у казахстанцев станет меньше возможностей провести отдых за рубежом, здесь есть влияние как курса доллара, так и влияние коронавируса, в связи с чем посещать некоторые популярные для туристов страны становится опасно. То же коснется и въездного туризма, понятно, что иностранных туристов станет меньше. Скорее всего, здесь просто будут услуги для зарубежных компаний-партнеров – авиаперелетны, размещение, трансфер, и посещение каких-либо мероприятий. Ну а внутренний туризм может выиграть на этом фоне – все меньше граждан выберут заграничный отдых, все больше будут искать доступные по цене казахстанские курорты и места отдыха.

Другая опасность – рост цен на все импортные товары в стране, это ведь коснется и потребительских товаров.

В таких ситуациях каждая семья будет оптимизировать свои расходы, и, к сожалению, часто в первую очередь из семейного бюджета исключают расходы на отдых. Конечно же, на туристических компаниях, это серьезно скажется.  С этим практический невозможно справиться, будет тяжело. Более слабые игроки будут вынуждены уйти с рынка, те, кто останутся, должны будут уметь меняться вслед за меняющимися экономическими условиями и потребностями клиентов.

 

Константин Босиков, генеральный директор ТОО «IZO-MARKET KM»

Наша компания как крупный игрок рынка города, занимается продажей и поставкой теплоизоляционных материалов. И повышение курса доллара определенно негативно повлияет на нашу деятельность. Как сырье для производства, так и готовую продукцию мы закупаем за границей, естественно, за доллары, поэтому приходится работать с привязкой к курсу валюты. И в случае повышения мы тоже будем вынуждены увеличивать цены.

Как показывает практика, нужно время, пока люди привыкнут к новым возросшим ценам, но в этот период идет обычно отток клиентов, падают продажи, в итоге бизнес страдает.

 

Нариман Абильшаиков, директор Палаты предпринимателей города Алматы:

Говоря о влиянии курса доллара на экономику бизнеса региона, мы, прежде всего, говорим о зависимости бизнеса от импорта – завозимое сырье или готовые товары, конечно же, поднимутся в цене с учетом роста стоимости иностранной валюты.

Если посмотреть на импорт Алматы, то в 2019 году его объем составил 13,5 млрд. долларов, что выше на 4,7% в сравнении с прошлым годом - 12,9 млрд. долларов.

В большом количестве в Алматы мы импортируем, к примеру, сотовые телефоны 1 216 тонн в год на 608 670 тысяч долларов США; природный газ 3,3 млн тонн на 472 413 тысяч долларов США; самолеты и прочие летательные аппараты 539 тонн на сумму 461 782 тысяч долларов США; лекарственные средства - 10 733 тонн на 457 029 тысяч долларов США.

Понятно, что производить многие виды продукции внутри страны сегодня мы не готовы, но при этом есть те импортные позиции, где у нас есть хороший потенциал заменить их отечественным продуктом. Как раз сложные экономические условия могут для кого-то обернуться не кризисом компании, а новыми возможностями.

Я сейчас говорю о сельскохозяйственной продукции, объем импорта в которой Алматы составил за 2019 г. 492,0 млн. долларов США, о продукции пищевой промышленности, где импорт за прошлый год - 1 019,6 млн. долларов США, о продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности, завезенной за минувший год в мегаполис на сумму 567,0 млн. долларов США, и, конечно же, о легкой промышленности, импорт которой в Алматы составил 345,7 млн. долларов США.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры