Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Экологичные автомобили Казахстану не нужны?

31 Января 2020 - г. Алматы
5437 просмотров

Пока в стране шум вокруг машин с иностранной регистрацией, никто не заметил, как эко-транспорт, работающий на природном газе, законно ущемили в правах. По данным МВД Казахстана, в стране почти 170 тысяч машин, состоящих на учете в Армении, Кыргызстане, Беларуси и России. А автомобилей с ГБО (газобаллонное оборудование) насчитывается 350 тысяч! С 30 декабря прошлого года машины с ГБО не пускают на паркинги торгово-развлекательных, бизнес-центров и подземные автостоянки.

Вопрос рассмотрели на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей города Алматы. По видеосвязи к заседанию были подключены Советы других регионов – Мангистауской и Актюбинской областей.

В новой редакции Правил пожарной безопасности транспорту с ГБО запрещена стоянка «во встроенных в зданиях иного назначения и пристроенных к ним, а также расположенных ниже уровня земли автостоянках закрытого типа». В Алматы сегодня только в бизнес-центрах и торгово-развлекательные центрах около 120 крытых парковок, плюс множество подземных паркингов в жилых комплексах (точное количество неизвестно).

Это несет убытки бизнесу, занимающемуся переоборудованием авто, ремонтом и обслуживанием газобаллонного оборудования, пострадали и те компании, кто уже установил ГБО на свой автотранспорт. Обратившаяся в Палату предпринимателей города Алматы компания «Arena S» ранее установила ГБО на свои авто, и вынуждена были его… демонтировать, так как их работа связана с доставкой товаров в специализированные магазины, и разгружать зачастую приходится в подземных паркингах. Другой предприниматель - ТОО «ЭКО Эксперт кз» в прошлом году устанавливало ГБО более чем на 25 автомобилей ежемесячно, за январь месяц 2020 года данная цифра не превысила и 5 автомобилей.

«Все это произошло в виду того, что при разработке Правил пожарной безопасности государственными органами в нарушение п. 2 ст. 65 Предпринимательского кодекса РК не представлены расчеты, подтверждающих снижение или увеличение затрат субъектов предпринимательства, в связи с введением в действие данной нормы. При этом пунктом 3 статьи 65 ПК РК установлено, что требования, предусмотренные настоящей статьей, являются обязательными условиями принятия нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства», - сказал начальник отдела по снижению административных барьеров Палаты предпринимателей г.Алматы Бахыт Заиркан.

По его словам, не был разработан сам механизм запрета, как будет проверяться соблюдение данных противопожарных требований на местах, каким образом администрация торговых и бизнес-центров станет препятствовать въезду на свои парковки транспортным средствам, работающим на газе. Также нет уверенности, коснутся ли данные нормы специализированных гаражных помещений, крытых транспортных баз и участков, расположенных отдельно от жилых, офисных, торговых домов и других не специализированных зданий.

Правительством РК разработан «План мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019 - 2022 годы», утвержденный постановлением Правительства в ноябре 2018 года, где указаны конкретные целевые индикаторы для расширения использования природного газа в качестве моторного топлива на территории РК. К примеру, одним из индикаторов является перевод отечественного автобусного парка и специальных автомобилей на газ.

«По расчетам, переход только отечественного автобусного парка с дизельного топлива на газ в период, соизмеримый со сроком службы автобусов (7 лет), создаст положительный мультипликативный эффект за счет экономии расходов на моторное топливо, который составит более 16,1 млрд. тенге, данная сумма также отражает возврат инвестиций в покупку автобусов и снижение размера субсидий автоперевозчикам. Не говоря уже о том, что ежегодно будет обеспечиваться замещение природным газом 400 тыс. тонн дизтоплива в год, что повлечет снижение выбросов парниковых газов в объеме 340 тыс. тонн, а также вредных загрязняющих веществ в объеме более 1 млн. тонн. При этом, согласно статистике, ежегодно на территории города Алматы выбрасывается свыше 122 тысяч тонн вредных веществ, из которых 65% приходится на автомобильный транспорт», - отметил Бахыт Заиркан.

По его информации, главой «Улучшение состояния окружающей среды» Стратегии развития «Алматы-2050» установлено следующее «Получат поддержку и развитие экологические виды транспорта (электромобили, гибридные и автомобили на газе), а также соответствующая инфраструктура, с поэтапными индикаторами по отказу от неэкологической техники».  

«Кроме того, государственными органами не была представлена статистика по взрывам, пожарам и иным чрезвычайным ситуациям по причине эксплуатации в автотранспортных средствах газобаллонного оборудования в крытых паркингах. К сожалению, данная информация отсутствует в свободном доступе», - сказал он.

ОЮЛ «Газомоторная ассоциация Казахстана» уверена, что машины с ГБО не представляют опасности взрыва и пожара. По их информации, в 50-летней мировой практике широкого использования газа как моторного топлива доказано его значительно более высокая экологическая чистота, дешевизна и эффективность при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, и, что важно, промышленная безопасность в использовании, в особенности газа.

 

«Газ с точки зрения экспертов является самым безопасным видом топлива в мире из всех имеющихся, в равнении с бензином и дизельным топливом. Современное оборудование, которое к нам поступает, сертифицировано, оно имеет 4-5 степеней защиты. Последний пожар автобуса на Аль-Фараби в Алматы - там было 8 баллонов по 150 л сжатого газа, автобус сгорел полностью, но взрыва не было. Это говорит о том, что современное оборудование безопасно. Если был бы бензиновый или дизельный автобус, то был бы взрыв бака… Вместо того, чтобы пользоваться дешевым экологически чистым топливом, мы должны возвращаться в 19-20 век, опять садиться на дизель и бензин. Запретительные методы – это старые методы работы. У нас и так страдает малый и средний бизнес, где поддержка государства? С 2014 года есть СНИП, вы им не пользовались, а вдруг в 2019 году вводится Постановление Правительства. Где статистика по взрывам газобаллонного оборудования?  За 6 лет, сколько мы занимаемся его установкой, не видели ни одного доказанного случая взрыва именно по вине газобаллонного оборудовани», - сказал генеральный директор компании «Green auto service» Ерлан Нурпеисов.

 

Как отметили на Совете, техническими регламентами ЕАЭС и РК по безопасному использованию оборудования, работающего под избыточным давлением, межгосударственными и национальными стандартами РК, другими нормативно-техническими документами полностью определены требования по безопасной эксплуатации топливных газовых баллонов для хранения и транспортировки газа на автотранспорте, других узлов и элементов ГБО, регулярному техническому освидетельствованию газовых баллонов, проведению проверки герметичности топливной системы и т.д. Эти требования предусматривают высокий запас прочности материалов и надежности оборудования. Соблюдение и своевременное проведение технических регламентных работ по обслуживанию ГБО полностью исключают возможность аварийных ситуаций и инцидентов.

«Под критику общественности попадают факты взрывов в жилых помещениях газового оборудования для бытовых целей. Возникает вопрос, почему государственные органы запрещают заезд безопасного транспортного средства в закрытые паркинги, но разрешают или не контролируют использование газового оборудования для бытовых целей в домашних условиях?» - спрашивает Бахыт Заиркан.

По итогам Совета было принято решение обратиться в Нацпалату «Атамекен» для инициирования внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты.

 

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Партнеры