«Мы вынуждены просто сидеть и платить» - неисполнение Закона «О рекламе» бьет по карманам алматинских бизнесменов
Предприниматели южной столицы рассказали об административных барьерах и «нерешаемых» проблемах, одна из которых – неверное толкование чиновниками Закона РК «О рекламе».
В Палате предпринимателей города Алматы прошла выездная встреча «Выявление административных барьеров и формализма центральных и местных исполнительных органов, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства при развитии бизнеса». Организаторами мероприятия выступили Министерство национальной экономики РК, АО «Институт экономических исследований» и Палата предпринимателей города Алматы. Участие во встрече приняли представители государственных органов, а также бизнесмены мегаполиса.
На встрече бизнесмены озвучили свои проблемы, которые, несмотря на множество обращений в центральные и местные госорганы, не могли быть решены из-за необходимости внесения поправок в действующие нормативно-правовые акты, либо из-за формализма чиновников.
Один из наболевших вопросов вновь коснулся наружной рекламы. Многие помнят, как в 2011-2012 годах на небольших магазинах, особенно на окраинах города, появлялись однотипные вывески, где было указано название магазина и изображен логотип популярного напитка. Так вот компании «RG BRANDS», логотипы чьей продукции были на вывесках, органы госдоходов начисляют огромные суммы за рекламу.
«Мы писали в управление госдоходов Алмалинского района, города Алматы, мы фактически эту рекламу не размещаем, мы не знаем, где она есть, даже общее количество магазинов не знаем. Магазины открываются и закрываются, арендаторы меняются, мы не можем влиять на то, кто когда и что повесил. Мы пытались сами убрать ее, даже нанимали аутсорсинговую компанию, чтобы это прекратилось. Но владельцы магазинов против. На вывеске написано название магазина и рисунок «Pepsi», например. Они не хотят его снимать, а плата за рекламу идет к нам... Начисления производятся единовременно за несколько месяцев, на наш лицевой счет опосля садиться долг. Если мы его не оплатим, нам счет закроют. Для нас это высокие обязательства перед контрагентами. Мы вынуждены просто сидеть и платить. Иначе вариантов нет», - сказал Айдар Сарсебаев, менеджер по корпоративному налогообложению компании «RG BRANDS».
Как отметил заместитель директора Палаты предпринимателей города Алматы Айтуар Кошмамбетов, в случае выявления нарушений по результатам профилактического контроля без посещения субъекта или объекта контроля, ему направляется рекомендация в срок не позднее пяти рабочих дней со дня выявления нарушений. Рекомендация должна быть вручена ему лично под роспись или иным способом, подтверждающим факты ее отправки и получения.
«Однако, уполномоченным органом данная норма не исполняется. Таким образом, создается искусственное увеличение задолженности предпринимателей из-за отсутствия четкого взаимодействия между уполномоченными государственными органами, а именно между Управлением архитектуры и градостроительства города Алматы и Департамента государственных доходов города Алматы, отсутствует четкий регламент исполнения сторонами обязательств», - сказал он.
Кроме того, Управление архитектуры и градостроительства должно передавать в Департамент государственных доходов сведения в форме заполненного Приложения № 16, где должны содержаться все данные о предпринимателе, который разместил рекламу без уведомления и оплаты – его БИН либо ИИН, наименование, адрес и т.д. Вместо этого Управление архитектуры и градостроительства предоставляет данные Приложения без указания БИН/ИИН, в итоге Департамент государственных доходов начисляет плату за наружную рекламу зачастую совершенно не тем предпринимателям.
«Когда писался Налоговый кодекс, было предложение, чтобы плата за рекламу начислялась на владельцев недвижимости, но в итоговом варианте этой нормы не было. В текущем году мы также дали предложения в Министерство нацэкономики. Госорганы пошли по пути наименьшего сопротивления – если есть производитель продукции, то плата за рекламу начисляется на него», - отметил Айдар Сарсебаев.
С аналогичной проблемой по визуальной рекламе столкнулось ТОО «Фаберлик-Казахстан».
«Мы работаем методом прямых продаж, сетевой маркетинг, представителям в принципе запрещено иметь магазины. Мы столкнулись с тем, что с открытием больших гипермаркетов ставится небольшая площадка каким-то предпринимателем с нашей рекламой, либо в городе вешают вывеску «Фаберлик», а потом мы за эту рекламу платим. Выставляют счета, а не оплатить мы не можем. И данные этих людей, кто нашим именем пользуется, у нас нет», - сказал юрист компании Джамиль Енгалычев.
По мнению эксперта отдела по снижению административных барьеров Гульнары Мамажановой, если бы уполномоченный орган лично вручал уведомления бизнесменам, то это помогло бы избежать необоснованного начисления платы за рекламу.
«Это могло бы дать возможность предпринимателю объясниться, сказать, что это не его объект. Эта норма, к сожалению, не исполняется, рекомендация не работает. К нам уже порядка 10 обращений поступило с начала года. Эту норму ввели, мы за нее боролись, но она не работает», - добавила Гульнара Мамажанова.
В итоге организаторы приняли решение рекомендовать поправки в Закон «О рекламе», предусматривающие, что плательщиками должны быть собственники зданий, помещений и конструкций. Кроме того, Департаменту государственных доходов по городу Алматы рекомендовали не принимать сведения (Приложение № 16) от Управления архитектуры и градостроительства города Алматы, если они не полные. Также прозвучало предложение организовать для чиновников, занимающихся данным вопросом, тренинги с разъяснением норм Закона «О рекламе».
В ходе встречи бизнесмены озвучили и другие проблемы: трудности с проездом для арендаторов и посетителей АО «КЦДС «Атакент»; проблемы продления договоров аренды и регистрации дополнительных соглашений к ним на веб-портале реестра для арендаторов коммунальных объектов; отсутствие нормативно-правовой базы и узаконения вендинг-торговли в стране и другие.
Все озвученные проблемы Министерством национальной экономики РК будут детально изучены специально сформированной Экспертной группой по вопросам предпринимательства. После будут выработаны рекомендации по решению проблем, в том числе и изменений в соответствующие нормативно-правовые акты.
Оставьте комментарий:
Комментарии: