Кооперация – один из ключей к успешному развитию бизнеса
Общеизвестно, что 29 мая 2014 года Главами государств Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС), выступивший в качестве правового фундамента последующего интеграционного взаимодействия между сторонами.
В рамках подписанного Договора о ЕАЭС одним из ключевых направлений сотрудничества было определено партнерство в сфере промышленности между государствами-членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз).
Согласно нормам Договора о ЕАЭС Промышленная политика в рамках Союза формируется государствами-членами по основным направлениям промышленного сотрудничества (Решение Совета ЕЭК от 8 сентября 2015 года № 9 «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза»), и осуществляется ими при консультативной поддержке и координации Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия, ЕЭК).
При этом, одним из ключевых направлений промышленного сотрудничества между государствами-членами Союза является промышленная кооперации и формирование концептуальных подходов к согласованной промышленной политике, с целью ускорения и повышения устойчивости промышленного развития стран-участниц объединения.
Как показывает зарубежный опыт, кооперационные и интеграционные процессы в значительной мере способствуют росту производительности труда, снижению транзакционных издержек, повышению финансовой устойчивости организаций, что, в свою очередь, влияет на развитие промышленных предприятий, повышение занятости, сохранение, модернизацию и обновление материально-технической базы.
Именно с целью углубления взаимодействия в отраслях промышленности между государствами-членами в 2016 году были созданы Евразийские технологические платформы (Распоряжение Совета ЕЭК № 32 от 18 октября 2016 года «О формировании приоритетных евразийских технологических платформ»). Данные площадки уже зарекомендовали себя как эффективный инструмент в вопросах производственной кооперации. На их основе объединяются научные институты, бизнес и органы государственного управления, как для разработки инновационного продукта, так и его внедрения в производство.
С той же целью создания наиболее благоприятных условий для бизнеса государств-членов при кооперационном взаимодействии, упрощении процессов поиска и подбора контрагентов в настоящее время сторонами ведется активная работа по разработке Системы субконтрактации, кооперации и трансфера технологии в ЕАЭС.
Кроме того, Департамент обрабатывающей промышленности НПП РК «Атамекен» (далее – ДОП НПП) повторно доводит до сведения отечественного предпринимательства, что 10 марта 2017 года вступило в законную силу Решение Совета Комиссии от 13 января 2017 года № 5 «О рассмотрении кооперационных проектов, имеющих интеграционный потенциал, для финансирования Евразийским банком развития» (далее – Решение №5).
Стоит особо отметить, что принятое Решение имеет особое значение для бизнеса отрасли. Данный документ предусматривает возможность финансирования Евразийским банком развития (далее – ЕАБР) кооперационных (между странами – участницами Союза) проектов, при условии соответствия одному из следующих критериев:
- в реализации проекта участвуют организации двух и более государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) на протяжении всего жизненного цикла производимой продукции;
- при реализации проекта формируется кооперационная цепочка (цепочка добавленной стоимости) в рамках Союза;
Проект предусматривает реализацию одного из следующих направлений:
- увеличение объемов взаимной торговли;
- увеличение объемов взаимных инвестиций;
- выполнение совместных опытно-конструкторских работ;
- создание совместного производства (производственной линии);
- развитие новых видов технологий и трансфер технологий;
- углубление промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС в соответствии с Основными направлениями промышленного сотрудничества.
Вместе с тем, Решением утверждена Форма паспорта проекта, имеющего интеграционный потенциал, для финансирования ЕАБР (далее – Форма паспорта). Форма паспорта предусматривает информацию о наименовании проекта и его кратком описании, месте реализации, сведениях об участниках (заемщиках), стоимости и структуре проекта, наличии соинвестора, эффектах на рынки, оказываемых реализацией проекта и пр.
Заполненная и оформленная надлежащим образом Форма паспорта будет в дальнейшем вынесена на заседание Рабочей группы по рассмотрению кооперационных проектов, состоящей из представителей всех стран – членов Союза (далее – Рабочая группа).
В свою очередь ДОП НПП напоминает, что ЕАБР является международной финансовой организацией, призванной содействовать экономическому росту государств-участников, расширению торгово-экономических связей между ними и развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве путем осуществления инвестиционной деятельности.
Стоит отметить, что Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» (далее – НПП РК «Атамекен», Палата), как организация, законодательно уполномоченная на представительство и защиту отечественного бизнеса, принимает активное участие в разработке всех инициатив, проектов документов, на всех этапах работы и всегда находится в тесном контакте с Комиссией, государственными органами РК и государств-членов ЕАЭС.
Наряду с изложенным, с целью дальнейшего развития отечественного бизнеса, выхода на новые производственные масштабы НПП РК «Атамекен» призывает отечественный бизнес отрасли обрабатывающей промышленности активно включаться в работу по углублению кооперационного взаимодействия в рамках Евразийского союза.
В случае возникновения вопросов, просим обращаться в Департамент обрабатывающей промышленности НПП РК «Атамекен» по телефону (7172) 919-359 или направлять свои вопросы на е-mail: a.abilmagzhanov@atameken.kz
Оставьте комментарий:
Комментарии: