Рахим Ошакбаев: Я остаюсь противником предлагаемой модели ОСМС
Дискуссии относительно необходимости реформ в здравоохранении продолжились на площадке Палаты предпринимателей Алматы
«Считаю своим долгом продолжить начатые в соцсетях и телевизионных эфирах дискуссии относительно предлагаемой модели обязательного социального медицинского страхования, чтобы достигнуть общих целей – это сбалансированная экономическая политика, качественно лучшее здравоохранение и оптимальная налоговая нагрузка», - открыл дебаты известный экономист, директор Центра прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев.
По его словам, реформа не просчитана.
«Нас уверяли в том, что за нововведением стоят серьезные актуарные расчеты, к нему привлечены эксперты Всемирного банка, которые априори не могут ошибаться. Объясню, что актуарные расчеты применяются в страховании, чтобы определить вероятность страховых случаев. Но здесь актуарных расчетов мы не обнаружили. Сама модель – это файл Excel, стандартная несложная модель доходов и расходов, рассчитывается баланс положительный и отрицательный, кэш флоу (сумма полученных или выплаченных наличных денег – прим.) куда направляется. Изучая официальные мнения, это был результат двухлетней работы. И этот проект обошелся Казахстану в 46 млрд тенге – гигантская сумма!», - сообщил Ошакбаев.
Далее экономист прошелся по всем пунктам проекта ОСМС и оспорил каждый из них. К примеру, несмотря на изначальную цель, ОСМС никак не изменит соотношение госрасходов к ВВП. Фонд будет существовать за счет бюджета, при этом создается дополнительная нагрузка на бизнес. Неэффективное использование выделяемых средств: 27 млрд тенге планируется выделить на проект «Социальное медицинское страхование: повышение доступности, качества, экономической эффективности и финансовой защиты» за 2017-2020 годы, из которых 80% - это консалтинговые услуги и налоги.
Не готовы информационные системы для работы ФСМС: подзаконные акты разработаны, но еще не приняты и не опубликованы; всего 53% организаций здравоохранения имеют доступ к сети Интернет; оснащенность компьютерной техникой организаций здравоохранения составляет 74%; наблюдается двойное обложение в случае, когда одно и то же лицо является наемным работником, ИП или оказывает услуги по договору. Даже анализ международного опыта, на который ссылаются разработчики ОСМС, показал, что только 8 стран из 35 стран ОЭСР применяют предлагаемую модель ОСМС, а Казахстан не готов для внедрения ОСМС по ключевым факторам (один из самых низких уровней ВВП на душу населения - 7,6%, урбанизация 53%, доля ненаблюдаемой теневой экономики 28%).
Первой на убедительные аргументы экономиста ответила представитель НАО «Фонд социального медицинского страхования» Гульнара Алимгазиева. Она отметила, что любая реформа будет нуждаться в доработке и в данной тоже есть шероховатости.
«ФОМС не является финансовым институтом, это социальный институт, хотя сейчас это больше гибрид с признаками того и другого. У нас и сбор платежей, взносов, напоминает пенсионный фонд. С другой стороны, это будет работа с поставщиками, это закуп медуслуг, работа с населением. То есть этот огромный объем работы. Такие реформы приносят результаты через 10 лет.
Поэтому, когда запускается реформа, которая затрагивает весь Казахстан, хочу призвать вас не только к критике, но и предложениям. Обычно в случае неплатежей к неплательщикам применяют штрафы. Если посмотреть, наш контингент - это работодатели, ИП, самозанятое население, неработающее население. Можно применять функции КГД. Отмечу, что до 31 марта население будет получать все услуги, то есть с 1 апреля ОСМС заработает в полную меру. Поэтому сейчас мы ведем работу с банками второго уровня как обеспечить онлайн оплату во всех регионах и селах Казахстана. В одном из трех сценариев полагается, что в фонд поступит 23 млрд тенге. Ежемесячно мы полагаем, что 4,5 млрд тенге будут поступать от работодателей и 100 млн от ИП, частных нотариусов и т.д.
На следующий год предполагается, что 651 млрд тенге поступит от государства (это 14 категорий населения). Пока численность их варьируется, где-то 9-9,5 млн человек. Когда пойдут реальные деньги в январе, в декабре нам предоставят более четкие цифры. Сумма еще будет корректироваться», - сообщила Гульнара Алимгазиева.
В дебаты включилась также одна из разработчиков экономической модели ОСМС, генеральный директор РГП на ПХВ «Республиканский центр развития здравоохранения» Айнур Айыпханова.
«Все системы здравоохранения в мире признали, что есть понятие железного треугольника в здравоохранении - затраты, качество и доступ. Невозможно одновременно иметь низкие затраты на систему, при этом высокое качество и при этом широкий доступ. Поэтому любую систему классифицировать по этому треугольнику, как высокие расходы (в США на здравоохранение идет 17% ВВП страны), отсюда высокое качество, но увы низкий доступ (40 млн людей не имеют страховки и, по сути, имеют право только на экстренную помощь, внеплановую). Казахстан даже среди стран СНГ имеет самую низкие затраты на здравоохранение - 2% от бюджета и 1,5% от частных, то есть всего 3,5% от ВВП. Даже Грузия тратит 10% от ВВП. У нас страдают два угла - это качество и всеобщий доступ. Даже в селе в советской модели были фельдшерские пункты, сейчас доступ ограничился по разным причинам. На глобальном рынке медицинских услуг система Казахстана проигрывает. Считаем нужной для Казахстана смешанную модель медстрахования, ведь из 17 млн 10 млн будут получать такую же помощь, какую получали ранее», - выразила свою позицию Айнур Айыпханова.
«Согласен, с низкими расходами не добиться ни охвата, ни качества. Но почему-то в этом треугольнике мы идем к вопросу о расходах, ничего не говоря про резервы повышения качества. Эти 46 млрд тенге можно было бы направить на повышение качества. Больше того, мы в прошлом году делали анализ бюджета 2017 года. Мы видели резерв в 600 млрд, который можно было перераспределить на социальные расходы, в том числе на образование и здравоохранение. По поводу процентов к ВВП, мы видим, что даже к 2025 году, по вашему слайду, расходы на здравоохранение не вырастут. Следующий тезис о том, что расходы на здравоохранение уменьшатся. Согласно вашим данным, 35% всех расходов пациента идут со своего кармана, в других станах по 20%. Так вот эти расходы не уменьшатся, а увеличатся. Например, если взять детализацию расходов одной семьи, то в основном тратятся на стоматологию и лекарства.
Пакет ОСМС плюс бесплатной медицинской помощи равен тому, что сейчас есть и плюс болезнь Бехтерева. По сути, пакет не поменяется. Соответственно, мы не только не воспользуемся, но и дополнительно будем тратиться на страховку. На примере сельчанина: в 2016 году он тратит 9,7 тысяч тенге на здравоохранение, плюсом 17 тысяч тенге в год. Потому что даже стоматология не покрывается пакетом ОСМС.А значит расходы самозанятых сельчан вырастут в 2,5 раза», - оппонировал Ошакбаев.
На что представители Минздрава сообщили, что в разработке у ведомства 10 проектов, в том числе расширения пакета предоставляемых в рамках ГОБМП лекарств с 2019 года.
«Есть операции, стоимость которых исчисляется миллионами. У нас распространение болезни – это болезни кровообращения, сердечно-сосудистой системы, онкологии, органов дыхания, операции по трансплантации. Стоимость многих операций превышает стоимость страховки. И другого плана, кроме как реформа, нет. Внося незначительные суммы, если востребованность возрастет, это может оказаться панацеей для того слоя, уровень дохода которых не позволяет проводить такие операции», - сказала Гульнара Алимгазиева.
Немало высказываний прозвучало со стороны приглашенных участников встречи. Директор Палаты предпринимателей Алматы Юрий Тлеумуратов отметил, что несмотря на то, что система уже заработала, правил отчислений до сих пор нет.
«У меня много вопросов к ОСМС как от работодателя. У нас уже заложены в бюджете средства на отчисления, но элементарно некуда их перечислять, нет четких правил. И с такими вопросами, уверен, к вам еще будут обращаться предприниматели. Во-вторых, в нашей организации кроме наемных работников есть и нанятые по договорам, и сумма отчислений одного консультанта со средней зарплатой превышает сумму отчисления ИП в 5 раз. Как были произведены расчеты, где логика?», - поинтересовался Юрий Тлеумуратов.
Вопрос, кстати, остался без ответа.
Резюмируя сказанное, участники встречи пришли к мнению, что вступившая в силу модель ОСМС нуждается в серьезной доработке, и представители Минздрава выразили готовность выслушать мнение авторитетных экспертов. Рахим Ошакбаев призвал гражданское общество к активности, отстаиванию своих интересов и предложил безвозмездную помощь в качестве экспертной оценки и выработки необходимых мер.
Оставьте комментарий:
Комментарии: