О структуре малого и среднего предпринимательства в Алматы
Доля казсодержания в госзакупках составила 42,5%
По официальным данным, на 1 октября 2017 года количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства в Алматы составило 173,4 тыс. единиц. При этом доля МСП в структуре ВРП города составляет 33,7%. Основная часть хозяйствующих субъектов занята в сфере торговли (35,3%), промышленности (5,3%), транспорта (4,4%), строительства (8,8%) и других услуг (53,8%).
Анализ обращений предпринимателей г. Алматы показывает, что наиболее актуальными для них сегодня являются вопросы доступа к земле, инфраструктуре, доступа к финансированию, нестабильность курса валюты, условия и правила ведения бизнеса, сжатия спроса и снижения сбыта продукции.
Следует отметить, с 2015 года в Алматы запущен онлайн-сервис «Инвестиционная карта генерального плана города» (www.almaty.genplan.kz), предоставляющий доступ к картографическим данным, сведениям об инженерных коммуникациях и функциональному зонированию территории города. К сожалению, данный ресурс не дает для бизнеса полноты необходимой информации. Отсутствуют данные о свободных мощностях по газу, воде, теплу и канализации, а также о свободных земельных участках, проводимых/проведенных аукционах и конкурсах.
Палата предпринимателей г.Алматы инициировала предложение об обеспечении онлайн-доступа к информации о земельных участках и подключении к инженерно-коммуникационным сетям в вышестоящие инстанции.
Еще одним немаловажным фактором является возможность для бизнеса получения разрешительных документов и технических условий по принципу «одного окна» в так называемых полноформатных ЦОП. В ряде регионов данный вопрос весьма успешно решен.
К примеру, в Кызылординской и Мангистауской областях созданы и переданы в доверительное управление соответствующие Центры обслуживания предпринимателей В них абсолютно исключен контакт с чиновниками и в течение 5-7 дней предприниматель может получить все необходимые разрешительные документы и техусловия, проводится обучение и полное сопровождение проектов.
В Алматы, учитывая высокую концентрацию бизнеса, создание полноформатного ЦОП с выделенным VPN каналом приобретает острую необходимость. Следует отметить, что при поддержке акимата Алматы в каждом районе города открыты Центры поддержки предпринимателей, где оказывается первичная консультация для бизнеса. Но для организации «единого окна» и решения вопросов предпринимателей «под ключ» этого недостаточно.
В этой связи, Палата предпринимателей г.Алматы предлагает рассмотреть возможность и предусмотреть в бюджете города расходы на создание полноформатного ЦОП с выделенным VPN каналом для организации выдачи разрешений и техусловий.
Принимая во внимание густонаселенность города, особую значимость для алматинских предпринимателей приобретает выделение свободных площадей для торговли, общепита. В рамках решения вопроса по доступу к инфраструктуре и земельным участкам, предлагается создание малых индустриальных зон.
Иными словами, готовой для местного товаропроизводителя производственной площадки ангарного типа с подведенными коммуникациями или же использовать пустующие производственные помещения и площади на принципах государственно-частного партнерства.
В 2015 году создана Индустриальная зона Алматы площадью 490 га. Затраты на инфраструктуру составили 27 млрд тенге, на сегодняшний день в стадии реализации находится 39 проектов на сумму 178 млрд тенге, запущен 1 проект (тепличный комплекс ТОО «BRBAPK» на 7,8 млрд тенге.).
В то же время, малый бизнес испытывают острую необходимость в доступе к индустриальной инфраструктуре в черте города, и здесь формат малых индустриальных зон имеет явные преимущества (на 2 га МИЗ могут разместиться до 60 субъектов МСБ, не требует оформления земельных участков, возможность быстрого запуска производства при наличии оборудования в помещениях с подведенной инфраструктурой).
Без транспарентного подхода и открытости госорганов невозможно решать вопросы эффективности бизнеса. Сегодня в составе консультативно-совещательных органов акимата Алматы (Региональный координационный совет г.Алматы, Совет директоров СПК, Градостроительный совет, Земельная комиссия, Экспертный совет при Департаменте КРЕМиЗК) представлено не менее 50% представителей бизнеса.
Однако, рабочими органами КСО не исполняются требования Закона «О доступе к информации», в частности отсутствуют публикации протоколов и решений КСО. Широкая общественность не имеет возможности видеть и обсуждать решения, которые принимались на соответствующем КСО. Учитывая аналогичную проблему по КСО во всех регионах, «Атамекен» вышел с предложением в Министерство национальной экономики принять типовой регламент работы КСО, предусматривающий транспарентность их работы.
Одним из механизмов увеличения сбыта продукции является поддержка местного товаропроизводителя в вопросах государственных закупок. За 1 полугодие 2017 года объем закупок в Алматы по товарам, работам и услугам составил 392 млрд тенге, а доля местного содержания 42,5%, или 166 млрд тенге (товаров на 72 млрд или 58,7 %, работ на 24 млрд или 37,5 %, услуг на 69 млрд или 34,2 %).
На сегодняшний день по инициативе «Атамекена» разработан и утвержден приказ МИР РК, предусматривающий утверждение обязательного требования выбора отечественных товаров при разработке проектно-сметной документации с его последующим опубликованием.
Оставьте комментарий:
Комментарии: