astana-view

Реестр проблем

№920

Вопросы налогообложения участников СЭЗ "Оңтүстік"

На сегодняшний день существует ряд спорных вопросов в области налогообложения участников СЭЗ «Оңтүстік». Большинство предприятий СЭЗ «Оңтүстік» - экспоротоориентированные предприятия. То есть, предприятия получают выручку от реализации товаров в иностранной валюте. По налоговому законодательству участники СЭЗ, при определении суммы КПН, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного КПН на 100 процентов по доходам, полученным от реализации товаров, работ, услуг, являющихся результатом осуществления приоритетных видов деятельности». Соответственно, полученный доход от реализации продукции в иностранной валюте освобождается от уплаты КПН. Однако, при конвертации данной иностранной валюты образовывается курсовая разница. При этом, курсовая разница органами государственных доходов признается прочим доходом, полученным не от приоритетных видов деятельности облагаемый КПН по ставке 20%. Хотелось бы отметить, что в данном случае курсовая разница образовалось от осуществления приоритетного вида деятельности предприятия и не может быть отнесена к «прочим доходам» от «иных видов деятельности» участников СЭЗ, так как основной целью - не является получение выручки от курсовой разницы Также имеется проблемные вопросы при получении субсидий от государства. Участникам СЭЗ по госпрограммам предусмотрено возмещение части затрат субъектам предпринимательства. При получении кредита государством возмещается часть процентной ставки. Участники СЭЗ получили кредиты на расширение, поддержание основного вида деятельности предприятия, соответственно в целях поддержки предприятий, государство выплатило субсидии в рамках государственных программ, однако органами государственных доходов полученные субсидии понимаются в качестве «прочих доходов» от «иных видов деятельности» для начисления КПН.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

РПП города Шымкент

Предложение по решению проблемы:

#64 Внесение изменения в п.4 статьи 709 НК РК в части уменьшения суммы КПН на 100 процентов по доходам, полученным от реализации товаров, работ, услуг, являющихся результатом осуществления приоритетных видов деятельности, в том числе сумм, по результатам конвертации валюты, а также субсидий полученных в рамках госпрограмм.

Пути решения:

1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2021-10-01 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
24.11.2021; По вопросу субсидий, полученных в рамках госпрограмм В соответствии с подпунктом 15) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включается в том числе доход в виде безвозмездно полученного имущества. Согласно пункту 1 статьи 238 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом, стоимость любого имущества, в том числе работ и услуг, полученного налогоплательщиком безвозмездно, является его доходом. Таким образом, учитывая, что вознаграждение по кредиту частично возмещается третьим лицом (АО ФРП «Даму»), то такая сумма возмещения подлежит включению в совокупный годовой доход заемщика в качестве безвозмездно полученного имущества. При этом, согласно Налоговому кодексу расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода. В соответствии с пунктом 3 статьи 246 Налогового кодекса вознаграждения по обязательствам лицу, которое вправе создать провизии (резервы), подлежащие отнесению на вычет в соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 250 настоящего Кодекса, и (или) лицу, указанному в пункте 2 статьи 233 Налогового кодекса, подлежат вычету в размере фактически уплаченных налогоплательщиком или третьим лицом в счет обязательств такого налогоплательщика: 1) в отчетном налоговом периоде в пределах суммы расходов, признанных налогоплательщиком расходами в отчетном налоговом периоде и (или) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду; 2) в налоговых периодах, предшествующих отчетному налоговому периоду, в пределах суммы расходов, признанных налогоплательщиком расходами в отчетном налоговом периоде. Согласно пункту 4 статьи 246 Налогового кодекса вычет вознаграждения производится с учетом положений, установленных пунктами 2 и 3 статьи 246 Налогового кодекса, в пределах суммы, исчисляемой по следующей формуле: (А + Д) + (СК/СО) х (ПК) х (Б + В + Г), где Д - сумма вознаграждения за кредиты (займы), выдаваемые кредитным товариществом, созданным в Республике Казахстан, банком, являющимся национальным институтом развития, контрольный пакет акций которого принадлежит национальному управляющему холдингу. Таким образом, в целях исчисления корпоративного подоходного налога сумма вознаграждения, внесенная АО ФРП «Даму» по займу в банк, подлежит вычету с учетом положения пункта 4 статьи 246 Налогового кодекса. С учетом вышеизложенного, а также в соответствии с разъяснением Министерства национальной экономики РК от 16.09.2019 года №19-1/7782 в целях исчисления корпоративного подоходного налога сумма вознаграждения, внесенная АО ФРП «Даму» по займу в банк, подлежит вычету с учетом положения пункта 4 статьи 246 Налогового кодекса. Позиция Комитета государственных доходов МФ РК (КГД МФ РК) аналогична с разъяснением Министерства национальной экономики РК. Во избежание неправомерного направления уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в КГД МФ РК было направлено письмо от 03.11.2021 года № 14188/14 с просьбой провести разъяснительную работу с территориальными органами государственных доходов по данному вопросу, довести до них позицию КГД МФ РК и оказать содействие Товариществу в произведении зачета и возврата уплаченных налогов. По вопросу налогообложения курсовой разницы Письмами от 22.09.2021 года №12081/14, от 28.09.2021 года №12354/14, от 30.09.2021 года № 12544/14, от 15.10.2021 года №13318/14 направлены запросы в КГД МФ РК, МФ РК, МНЭ РК для получения позиции данных гос.органов. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011 формирование государственной политики в сфере налоговой и бюджетной политики, а также политики в области таможенного дела является одной из задач Министерства национальной экономики Республики Казахстан. МНЭ письмом от 19.10.2021 года №02-14/12458 сообщило, что согласно пункту 4 статьи 709 Налогового кодекса Республики Казахстан организация, осуществляющая деятельность на территории специальной экономической зоны, при определении суммы корпоративного подоходного налога, подлежащей уплате в бюджет, уменьшает сумму исчисленного в соответствии со статьей 302 кодекса корпоративного подоходного налога на 100 процентов по доходам, полученным от реализации товаров, работ, услуг, являющихся результатом осуществления приоритетных видов деятельности. При этом, пунктом 7 статьи 709 Налогового кодекса Республики Казахстан доходы организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на территории специальной экономической зоны, от осуществления иных видов деятельности, не относящихся к приоритетным, подлежат обложению корпоративным подоходным налогом или индивидуальным подоходным налогом в общеустановленном порядке. Вместе с тем, согласно подпункту 18) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Республики Казахстан превышение суммы положительной курсовой разницы над суммой отрицательной курсовой разницы относится к виду дохода, включаемому в совокупный годовой доход. Таким образом, курсовая разница не относится к иным видам деятельности СЭЗ, а является иным доходом от осуществления приоритетных видов деятельности. На основании изложенного, внесение изменений в Налоговый кодекс Республики Казахстан не требуется. В Комитет государственных доходов МФ РК было направлено письмо от 02.112021 года №14119/14 с просьбой отозвать все уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов, по результатам камерального контроля, направленные участникам СЭЗ «Өңтүстік» по данному вопросу.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Молдагалиева Айслу Есетовна

Заместитель директора

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Руководитель подразделения:

Жанбулатова Женыс Сайлаубековна

Управляющий директор/директор департамента

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Скачать

Дочерние организации

Партнеры