astana-view

Реестр проблем

№484

Процедура оплаты утилизационного сбора по товарам, ввезенным на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов Евразийского экономического союза.

По факту поступления груза на склад и получения всех сопроводительных документов на партию товара, импортер обязан подготовить Заявку с приложением копий всех документов: 1) счет-фактура (инвойс); 2) упаковочный лист; 3) транспортные накладные; 4) паспорта продукции (выданные заводом-изготовителем, при наличии); 5) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов; 6) талон о прохождении государственного контроля; 7) международная товарно-транспортная накладная. Импортеры осуществляют плату за продукцию (товары), ввезенную с территории государств - членов Евразийского экономического союза, - до реализации такой продукции (товаров). В то же время пп.2 п.2 статьи 285-1 Экологического Кодекса определяет: «Требования по расширенным обязательствам производителей (импортеров) не распространяются на: 2) производителей и импортеров в части произведенной (произведенных) на территории Республики Казахстан и (или) ввезенной (ввезенных) на территорию Республики Казахстан продукции (товаров), реализованных за ее пределами;» При этом сама процедура оплаты описана так: 1) для получения информации по сумме, подлежащей к внесению платы, подается заявка посредством интернет-ресурса или на бумажном носителе. В случае отсутствия необходимости внесения платы, оператор информирует об этом заявителя; 2) оператором рассчитывается плата на основании методики расчета платы, утвержденной уполномоченным органом в области охраны окружающей среды; 3) внесение платы импортером; 4) в течение трех рабочих дней с момента внесения платы на расчетный счет оператором предоставляется документ о полноте платы. Оператор после получения Заявки рассматривает ее, делает расчеты и выставляет импортеру счет на оплату. Импортер оплачивает счет. И только еще через несколько дней получает документ о полноте оплаты утилизационного сбора на данную партию товара. Таким образом, пробег данных документов составит не менее 5 рабочих дней и все это время Импортер не имеет право реализовывать данный товар. Данный административный барьер, как минимум ведет к необходимости увеличения запасов на складе импортера, и к штрафным санкциям для импортера по факту срыва поставок, а это все приведет к огромным дополнительным затратам.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АЛМАТЫ РПП

Предложение по решению проблемы:

Рассмотреть в рамках работы по проектам Законов РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам утилизационного сбора и налогообложения. 1. Упрощение процедуры начисления утилизационного сбора: начисление и плату утилизационного сбора осуществлять ежеквартально, не ранее 25 дня следующего месяца. 2. Передача обязанности проведения расчета суммы утилизационного сбора, подлежащего оплате за период, самим импортерам и производителям. Контроль за правильностью расчета оставить на операторе РОП. 3. Сокращение количества документов, предоставляемых в ТОО «Оператор РОП» для подтверждения самостоятельно рассчитанных сумм, с 7-8 позиций (в действующих правилах) до 2-3 позиций. Ограничение перечня копиями инвойсов, копиями Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, копиями таможенных деклараций. 4. Предусмотреть в нормативных документах процедуру возврата и/или зачета ранее оплаченного утилизационного сбора в случае возврата товара Продавцу (находящемуся в странах членах Евразийского экономического союза) и отправки товара в страны ЕЭС. Также, предусмотреть механизм сторнирования начисленных сумм (на основании документов о вывозе товара за пределы территории РК) и зачет сумм в счет следующих оплат. 5. Учитывая то, что процедура начисления утилизационного сбора осуществляется по факту ввоза товара на территорию РК, вне зависимости от факта реализации данного товара, предусмотреть в Налоговом кодексе возможность принятия на вычеты Импортером полной суммы начисленного утилизационного сбора за данный налоговой период. Пункт 12 Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортеров) утвержденных Постановленим Правительства Республики Казахстан от 27 января 2016 года № 28 (далее - Правила), изложить в следующей редакции” “12. После заключения договора, реализация расширенных обязательств импортерами, за исключением импортеров сырья и материалов, используемых при производстве автотранспортных средств, осуществляющими ввоз на территорию Республики Казахстан продукции (товаров) согласно перечню включает следующие этапы: 1) Импортером подается Уведомление об осуществлении деятельности, предусмотренной Главой 41-1 Экологического Кодекса РК (Ф-1) посредством интернет-ресурса или на бумажном носителе. 2) Импортером вносится плату Оператору за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров). 3) Оператор обязан ежеквартально (или чаще, по требованию Импортера (Производителя)) предоставлять Импортеру сверку начисленных и оплаченных сумм посредством интернет-ресурса или на бумажном носителе.” Пункт 13 Правил изложить в следующей редакции: “13. Уведомление об осуществлении деятельности, предусмотренной Главой 41-1 Экологического Кодекса РК (Ф-1), должно содержать разделы, описывающие 1) ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов Евразийского экономического союза, в соответствии с перечнем продукции, на которые распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров) 2) ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, в соответствии с перечнем продукции, на которые распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров) 3) производство товаров на территории РК, в соответствии с перечнем продукции, на которые распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров) 4) вывоз товаров с территории РК, в соответствии с перечнем продукции, на которые распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров) Сумма платы по товарам, вывезенным с территории РК в отчетном периоде, по которым ранее была начислена плата либо подлежит начислению в текущем периоде, должна быть сторнирована с начисления текущего периода. 14. К Уведомлению об осуществлении деятельности, предусмотренной Главой 41-1 Экологического Кодекса РК (Ф-1), должны прилагаться копии следующих документов: 1) с целью подтверждения заявленных в Уведомлении объемов ввоза на территорию Республики Казахстан с территории государств - членов Евразийского экономического союза, - счет-фактуры (инвойс). 2) с целью подтверждения заявленных в Уведомлении объемов ввоза на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, - счет-фактуры (инвойс) и таможенные декларации. 3) с целью подтверждения заявленных в Уведомлении объемов товаров, произведенных на территории РК, в соответствии с перечнем продукции, на которые распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), - Отчет о выпуске продукции. 4) с целью подтверждения заявленных в Уведомлении объемов товаров, вывезенных с территории РК, в соответствии с перечнем продукции, на которые распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров) - счет-фактуры (инвойс) и таможенные декларации (только для товаров, вывезенных в страны, не являющиеся членами Евразийского экономического союза). 15. Импортер имеет право представлять Дополнения к ранее отправленным Уведомлениям с целью корректировки начислений по предыдущим периодам.” Пункт 19 Правил изложить в следующей редакции: “18. Плата производителями (импортерами), заключившими договор с оператором, за исключением производителей (импортеров) автотранспортных средств, в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил осуществляется в ежеквартально, не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом, при наличии производства за указанный период.” Статью 100 Кодекса “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” дополнить пунктом: “14-2. Вычету подлежит плата за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов (далее - плата) - плата оператору, осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки, в размере начисленных сумм в отчетном периоде».” В связи с предложенной новой редакцией Правил привести в соответствие Форму Ф-1 Уведомления об осуществлении деятельности, предусмотренной Главой 41-1 Экологического Кодекса РК «Расширенные обязательства производителей (импортеров)» за исключением транспортных средств.

Пути решения:

1. Направить предложения в Министерство по инвестициям и развитию РК, Министерство энергетики РК. 2. В случае необходимости провести совещание с участием всех заинтересованных сторон.

Дата включения в реестр:

2017-03-13 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-05-31 00:00:00

Ход исполнения:
13.06.2017; 1. По упрощению процедуры начисления утилизационного сбора: начисление и плату утилизационного сбора осуществлять ежеквартально, не ранее 25 дня следующего месяца. В соответствии с пунктом 6 Правил реализации расширенных обязательств производителей (импортеров), утвержденных постановлением Правительства РК от 27 января 2016 года № 28, сроки внесения платы следующие: 1) производители осуществляют плату ежеквартально, не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом, при наличии производства за указанный период; 2) импортеры осуществляют плату за продукцию (товары), ввезенную из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, – до помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления»; 3) импортеры осуществляют плату за продукцию (товары), ввезенную с территории государств – членов Евразийского экономического союза, – до реализации такой продукции (товаров). 2. По передаче обязанности проведения расчета суммы утилизационного сбора, подлежащего оплате за период, самим импортерам и производителям. Контроль за правильностью расчета оставить на операторе РОП. Для упрощения процедуры внесения платы Оператору РОП функционирует интернет ресурс www.recycle.kz для физических и юридических лиц - импортеров/производителей которые самостоятельно производят расчет суммы платы. ТОО «Оператор РОП» осуществляет контроль за правильностью расчета платы в данной системе. 3. По сокращению количества документов, предоставляемых в ТОО «Оператор РОП» для подтверждения самостоятельно рассчитанных сумм, с 7-8 позиций (в действующих правилах) до 2-3 позиций. Ограничение перечня копиями инвойсов, копиями Заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, копиями таможенных деклараций. Согласно Правилам реализации РОП, для продукции (товаров) ввезенной на территорию Республики Казахстан с территории государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, необходимо предоставлять следующие документы: 1) товарная накладная; 2) таможенная декларация, оформленная в соответствии с таможенным законодательством государств – членов Евразийского экономического союза и национальным законодательством в сфере таможенного дела. Для продукции (товаров), ввезенной на территорию Республики Казахстан с территории государств – членов Евразийского экономического союза, необходимыми документами являются: 1) заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс); 2) талон о прохождении государственного контроля, выдаваемый территориальными подразделениями Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; 3) международная товарно-транспортная накладная (далее – «CMR»), подтверждающая международную перевозку, и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории государства – члена Евразийского экономического союза на территорию Республики Казахстан. Перечень всех необходимых документов запрашивается у импортеров в целях проверки достоверности данных. Количество ввезенного товара указанного в CMR (наименование, вес, КОД ТНВЭД), талон о прохождении государственной границы для фиксировании даты пересечения границы, и прочие документы необходимы для подтверждения расчета и выставления счета на оплату. 4. Предусмотреть в нормативных документах процедуру возврата и/или зачета ранее оплаченного утилизационного сбора в случае возврата товара Продавцу (находящемуся в странах членах Евразийского экономического союза) и отправки товара в страны ЕЭС. Также, предусмотреть механизм сторнирования начисленных сумм (на основании документов о вывозе товара за пределы территории РК) и зачет сумм в счет следующих оплат. В соответствии с нормами пункта 18 Правил, импортеры осуществляют плату за продукцию (товары), ввезенную с территории государств – членов Евразийского экономического союза, – до реализации такой продукции (товаров). До принятия решения о реализации такого товара, обязательства (расходы) по внесению Платы у импортера не возникают, непосредственно перед заключением сделки по реализации такого товара на территории РК импортер вносит Плату, а в случае реализации такого товара за пределы РК в соответствии с нормами пункта 2 статьи 285-1 Экологического кодекса на импортера не будут распространяться требования по расширенным обязательствам. 5. Учитывая то, что процедура начисления утилизационного сбора осуществляется по факту ввоза товара на территорию РК, вне зависимости от факта реализации данного товара, предусмотреть в Налоговом кодексе возможность принятия на вычеты Импортером полной суммы начисленного утилизационного сбора за данный налоговой период. Касательно предоставления возможности отнесения на вычет расходов по уплате утилизационного сбора, - в соответствии с нормами Налогового кодекса вычету при определении налогооблагаемого дохода подлежат расходы налогоплательщика, понесенные при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода. Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. В связи с чем, нет необходимости во внесении в Налоговый кодекс таких изменений.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Кузьменко Микаэл Сергеевич

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Руководитель подразделения:

Дангилова Аселя Сагидоллаевна

Управляющий директор- директор

ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Partners