astana-view

Реестр проблем

№480

Необоснованное привлечение к ответственности со стороны ГУ «Инспекция транспортного контроля по ВКО».

Участились обращения субъектов бизнеса (грузоотправителей) по вопросу защиты их прав и законных интересов от необоснованного привлечения к ответственности со стороны ГУ «Инспекция транспортного контроля по ВКО», предусмотренной ч. 7 ст. 593 Кодекса РК «Об административных правонарушениях» (далее - КоАП РК), согласно которой: Превышение грузоотправителем допустимых весовых и габаритных параметров, установленных законодательством Республики Казахстан, в процессе загрузки автотранспортного средства -влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства - в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства - в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства - в размере ста месячных расчетных показателей. Суть проблемы заключается в том, что предприниматели – грузоотправители столкнулись с неразрешимой ситуацией так: 1) если грузоотправитель отгрузив покупателю, заявленный им объем товара, фактически превысит весовые/габаритные параметры. Результат – штрафные санкции со стороны инспекции транспортного контроля в отношении грузоотправителя. 2) если грузоотправитель укажет покупателю на превышение весовых/габаритных параметров и предложит покупателю вывозить приобретенный им товар к примеру, не на одном транспортном средстве, а на двух, то в этом случае, продавец-грузоотправитель вынужден будет нести ответственность предусмотренной п. 1 ст. 416 Гражданский кодекс РК (далее — ГК РК), согласно которой: если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи. Более того, в соответствии с п. 2 ст. 410 ГК РК в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное. Так, к примеру, в ПП ВКО обратилось ТОО «Семипалатинский завод асбестоцементных изделий» (далее — ТОО), которое 5 апреля текущего года реализовало ИП Мукубаевой К.Ж. шифер в количестве 1000 листов (далее — Товар). В последующим Товар общим весом 23 тонны ТОО отгрузило в грузовой автомобиль марки «Камаз», предоставленный покупателем ИП Мукубаевой К.Ж. По окончанию отгрузки Товара, между ТОО и представителем ИП Мукубаевой К.Ж. был составлен акт о том, что ИП Мукубаева самостоятельно вывозит товар, принимает на себя полную ответственность за перегруз автомобиля и не имеет ни каких претензий к ТОО как продавцу Товара. Однако, в последствии, машина с Товаром была задержана сотрудниками инспекции транспортного контроля. В отношении ТОО (как грузоотправителя) возбуждено административное производство по ч. 7 ст. 593 КоАП РК. Затем 12.05.2016г. ТОО привлечено к ответственности по выше приведенной статье с наложением взыскания в виде штрафа в размере 80 МРП (169680 тенге). Учитывая выше изложенное ПП ВКО полагает, что данная норма предусмотренная КоАП РК, не должна распространятся на предпринимателей (грузоотправителей), который исполнили свои договорные обязательства по передаче товара покупателю с соблюдением всех правовых норм предусмотренных в Республике Казахстан. Полагаем, что ответственность в данном случае должен нести покупатель. Как видно из выше приведенного примера, покупатель ИП Мукубаева была официально извещена и осознавала факт перегруза автотранспортного средства. Однако, ввиду того что к ответственности будет привлечен только грузоотправитель и водитель, а также в целях экономии собственных денежных средств настояла на вывозе приобретенного товара одной машиной. В свою очередь производители товара (грузоотправители), в следствии падения спроса на многие позиции товара, вынуждены соглашаться на условия покупателей о перегрузе и идти на риск быть привлеченными к ответственности.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

Восточно-Казахстанская РПП

Предложение по решению проблемы:

Исключить ч.7 ст.593 Кодекса «Об административных правонарушениях».

Пути решения:

1. Направить предложение в МИР РК. 2. В случае необходимости, провести совещание с заинтересованными госорганами, субъектами предпринимательства. 3. В случае одобрения, принять меры по внесению изменений в соответствующие НПА.

Дата включения в реестр:

2017-03-13 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2017-06-23 00:00:00

Ход исполнения:
04.07.2017; в рамках рабочей группы Мажилиса Парламента РК по разработке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта» Депутатом Абсатировым К.Г. предложено пункт 7 статьи 593 КоАП исключить (Превышение грузоотправителем допустимых весовых и габаритных параметров, установленных законодательством Республики Казахстан, в процессе загрузки автотранспортного средства – влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей) НПП РК поддержала данную поправку. в ходе обсуждения членами Рабочей группы не поддержана поправка, в виду того, что превышение допустимых весовых параметров наносит огромный ущерб дорожному полотну.
11.07.2017; в рамках рабочей группы Мажилиса Парламента РК по разработке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта» Депутатом Абсатировым К.Г. предложено пункт 7 статьи 593 КоАП исключить (Превышение грузоотправителем допустимых весовых и габаритных параметров, установленных законодательством Республики Казахстан, в процессе загрузки автотранспортного средства – влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей) НПП РК поддержала данную поправку. в ходе обсуждения членами Рабочей группы не поддержана поправка, в виду того, что превышение допустимых весовых параметров наносит огромный ущерб дорожному полотну.
13.06.2018; В 2016г. в рамках рабочей группы Мажилиса Парламента РК по разработке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта» Депутатом Абсатировым К.Г. предложено пункт 7 статьи 593 КоАП исключить (Превышение грузоотправителем допустимых весовых и габаритных параметров, установленных законодательством Республики Казахстан, в процессе загрузки автотранспортного средства – влечет штраф на физических лиц в размере тридцати, на субъектов малого предпринимательства – в размере пятидесяти, на субъектов среднего предпринимательства – в размере восьмидесяти, на субъектов крупного предпринимательства – в размере ста месячных расчетных показателей). В ходе обсуждения членами Рабочей группы не поддержана поправка, в виду того, что превышение допустимых весовых параметров наносит огромный ущерб дорожному полотну. Вместе с тем 17 мая т.г. данный вопрос был поднят на заседании Экспертного совета по вопросам частного предпринимательства при МИР РК, в ходе которого предложение не поддержано. Также данный вопрос рассмотрен членом Комитета логистики и перевозок НПП РК ОЮЛ "Союз международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО)", который не согласен с освобождением от ответственности грузоотправителей. Учитывая, что данный вопрос на протяжении долгого периода не поддерживается госорганом считаем необходимым исключить данную проблему из Реестра проблем.
15.08.2018; В 2016г. в рамках рабочей группы Мажилиса Парламента РК по разработке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта» Депутатом Абсатировым К.Г. предложено пункт 7 статьи 593 КоАП исключить. В ходе обсуждения членами Рабочей группы не поддержана поправка, в виду того, что превышение допустимых весовых параметров наносит огромный ущерб дорожному полотну (5 мая 2017 года подписан Закон) Также 17 мая т.г. данный вопрос был поднят на заседании Экспертного совета по вопросам частного предпринимательства при МИР РК, в ходе которого предложение не поддержано. 13 июня т.г. данный вопрос рассмотрен членом Комитета логистики и перевозок НПП РК ОЮЛ "Союз международных автомобильных перевозчиков РК (КазАТО)", который не согласен с освобождением от ответственности грузоотправителей. Учитывая, что данный вопрос на протяжении долгого периода не поддерживается госорганом считаем необходимым исключить данную проблему из Реестра проблем.
18.03.2017; данная норма по отмене ответственности грузоотправителя рассматривается на заседании рабочей группы Мажилиса Парламента по ЗРК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта". по итогам окончательного заседания сообщим дополнительно
Отклонено государственными органами
Ответственный исполнитель:

Амрин Мурат Амангельдиевич

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Руководитель подразделения:

Амрин Мурат Амангельдиевич

Управляющий директор - директор департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЛОГИСТИКИ И ПЕРЕВОЗОК

Скачать

Partners